Фрагмент для ознакомления
2
Правотворчество – это особый вид юридической деятельности, которая осуществляется с целью издание, изменение и прекращение действия правовых норм.
Механизм правотворчества представлен в юридической науке как совокупность средств, направленных на создание, преобразование или отмену действующих правовых предписаний.
Более подробный анализ структуры механизма правотворчества позволяет выделять следующие ключевые элементы:
- Средства мониторинга и оценки текущего состояния правовой системы;
- Средства концептуального правотворчества, то есть такие, которые направлены на разработку видения будущих источников правового регулирования общественных отношений;
- Средства характерные для первоначальных этапов правотворческой деятельности, то есть направленные на подготовку проектов нормативно-правовых актов уполномоченными субъектами;
- Средства используемые субъектом правотворчества на основных стадиях рассматриваемого процесса, то есть средства представления проекта нормативно-правового акта в правотворческих орган и его последующего обсуждения;
- Средства принятия, подписания и утверждения разработанных и усовершенствованных силами средств описанных выше нормативно-правовых актов, после чего они наделяются свойством общеобязательности и юридической силы.
Объектом правотворческого механизма является обладающая свойством потребности в правовом регулировании система существующих в государстве общественных явлений и процессов, при условии возможности их упорядочения правовыми средствами. В свою очередь, субъектами механизма правотворчества выступают две группы участников:
- Само государство, а также наделенные государственно-властными полномочиями по принятию, совершенствованию и отмене юридических норм органы государственной власти и их должностные лица;
- Граждане, политические партии и общественные объединения, которые будучи ключевыми субъектами политической жизни государства, задают направления его развития, участвуют в определении ключевых объектов будущего правового регулирования, обращают внимание законодателя на неурегулированные, но нуждающиеся в нем сферы человеческой жизнедеятельности и т.д.
Очевидно, что правотворчество и правообразование соотносятся в виде части и целого. Правотворчество характеризуется в качестве основного средства управления общества, т.к. с помощью установленных и санкционированных на уровне государства НПА происходит закрепление общеобязательных правил поведения в обществе. Непосредственно при использовании права происходит создание благоприятных условий для стабильного развития и функционирования общества, происходит устранение социально вредных факторов.
Таким образом, правотворческая деятельность, независимо от уровня на котором она осуществляется, всегда характеризуется своей исключительной сложностью и многогранностью. При этом в процессе изучения данной процедуры существует потребность исследования не отдельных ее форм или проявления, а комплексно, в системе, что позволяет сформировать единой представление о категории деятельности.
1.2. Принципы правотворчества
Само понятие «принцип» является не только исходным положением какой-либо теории, но и руководящей идеей, основным правилом деятельности, основой устройства или действия различных механизмов, в том числе социальных. Применительно к правотворчеству, такие базовые принципы могут представлять собой детализацию принципов демократического правового государства, регламентирующих отношения.
Принципы правотворческой деятельности - это основополагающие идеи, руководящие начала для создания юридических норм, это ориентир для правотворческих органов. Одни принципы, имеющие фундаментальное значение, носят объективный характер, в их основу закладываются мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой или сформулированная научная мысль, другие возникают в юридической науке и практике посредством субъективной деятельности и подвергаются критическому осмыслению» .
Принципы правотворчества можно разделить на две группы: базовые и специальные.
К базовым принципам относятся:
- Принцип законности.
Данный принцип находит свое выражение в том, что нормативные правовые акты принимаются органами власти в рамках определенных полномочий, закрепленных за ними Конституцией РФ, законодательными и муниципальными нормативными актами. Кроме того, акты органов власти должны коррелироваться с международными правовыми ориентирами в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также Конституцией РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, других федеральных и региональных органов государственной власти.
Иными словами, разрабатывая нормативный правовой акт нужно быть уверенным, что решаемые с его помощью вопросы, будут относиться к компетенции органа власти, и осуществлять правовое регулирование в пределах, закрепленных нормами, отраженными в федеральных законах, нормативных актах Президента РФ и в региональном законодательстве.
Также данный принцип подразумевает соблюдение субъектами правотворчества процессуальных норм.
- Принцип гласности.
Он подразумевает открытость работы органов власти, доступность и широкую распространяемость сведений, касающихся деятельности органов, издающих нормы права.
- Принцип публичности.
Он подразумевает прозрачный для всех участников диалог между структурами, разрабатывающими и принимающими правовые акты, и обществом в целом или же отдельными социальными группами - бизнесом, профсоюзами.
- Принцип демократизма.
Данный принцип выражается в предоставлении населению права реализовать свою властную волю непосредственно (референдумы, сходы граждан) или через органы власти. Кроме того населению предоставлена возможность участия в публичных слушаниях, а также в заседаниях и совещаниях, проводимых органах власти (общественный совет).
То есть, это практический диалог граждан, партий, профсоюзов и других общественных объединений с властью.
- Принцип научности и профессионализма.
Принцип профессионализма выражается в том, что для создания правовых норм должны привлекаться лица, обладающие надлежащими знаниями и навыками. И это не только знания профессиональных юристов, но и экспертов в той сфере, регулирование которой будет осуществлять издаваемый нормативный акт.
«Принцип научности ориентирует разработчиков и на то, чтобы перед этапом подготовки нормативного правового акта был проведен сбор информации и анализ сведений, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме. Такие исследования способствуют созданию качественных нормативных правовых актов, учитывающих актуальные теоретические достижения, потребности населения и органов власти. Созданные на такой основе правовые акты будут востребованы практикой» .
- Принцип гуманизма.
Данный принцип выражается в признании человека высшей ценностью, в равном доступе граждан к материальным и социальным благам, в создании условий, гарантирующих реализацию прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, каждым жителем.
То есть деятельность органов власти, связанная с разработкой законов, должна быть направлена на обеспечение прав и свобод, защиту законных интересов человека и гражданина.
Все вышеперечисленные принципы ученые в области права единогласно относят к основным/базовым принципам правотворчества. Все они вытекают из принципов демократического правового государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Что касается специальных муниципального правотворчества, здесь мнения ученых расходятся, и каждый из них выделяет свои «особые» принципы.
Так И.Н. Баранов выделяет следующие специальные принципы: самостоятельность органов власти в пределах своих полномочий, юридико-техническое совершенство, планирование правотворческой деятельности, гарантированности непосредственного принятия населением решений по вопросам местного значения; открытости правотворческого процесса; финансового обеспечения правотворчества; подконтрольности населению органов власти и ответственности перед ним.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // «Собрание законодательства РФ». - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 N 5-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3859.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 1999. N 42. Ст. 5005.
4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10482.
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 г. № 2134-IIГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – N 47. – Ст. 7243.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 г. N 576 (ред. от 13.03.2015 г.) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32815/.
II. Специальная литература
7. Бакшеев А.А. Правотворчество: состояние и вопросы совершенствования // Молодой ученый. - 2017. - № 41. - С. 103-105.
8. Баранов И.Н. Муниципальный правотворческий процесс: дис. … канд. юрид. наук. - М. 2016. – 197 с.
9. Белоусов А.Б. Дискретная модель лоббистской коммуникации // Полис. – 2019. – №4. – С. 87-101.
10. Белоусов А.Б. Лоббизм как политическая коммуникация: основы теоретического моделирования: дисс. на соискание ученой степени канд. политич. наук. – Екатеринбург, 2004. – 176 с.
11. Бондарь Н.С. Правотворчество как особая форма реализации муниципальной власти. Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. - Нижний Новгород, 2020. – 124 с.
12. Васильев С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов // Право. – 2019. – № 2. – С. 72-80.
13. Гавриков В. П. Теория государственно-правового регулирования: Монография. – Москва: Проспект, 2020. – 325 с.
14. Желдыбина Т. А. Законотворчество в России: эволюция и современность: Монография. – Москва: Инфра-М, 2019. – 420 с.
15. Конституционное право: университетский курс: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2018. Т. 2. – 528 с.
16. Корнеева Н.В. Конституционное право России. - М.: Питер, 2017. - 176 c.
17. Крижус И. К. Введение в действие нормативно-правовых актов // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. – 247 с.
18. Кузнецова Е.Н. Принципы правотворческого процесса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2019. - № 20. - С. 23-26.
19. Лебедева Н. В. Правотворческая деятельность региональных парламентов. Российская академия юридических наук. - М.: Издательская группа «Юрист», 2018. - 547 с.
20. Лукманов А.С. Лоббизм в России: анализ современной специфики // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». – 2018. – № 45. – С. 156-159.
21. Мороз Е.Н. Аксиологический аспект (способ) выявления и устранения правотворческих ошибок в российском законодательстве // Теория и практика общественного развития. - 2020. - №8. - С. 236-240.
22. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Норма, 2016. – 487 с.
23. Николаев Д.А. Принципы правотворчества, понятие и виды // Система и закон. 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/169089/new_printsipyipravotvorchestva-ponyatie-i-vidyi.
24. Сергеева К.О. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2013. – 25 с.
25. Торхов Д.О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте: на опыте Госудасртвенной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Немецкого Бунденстага: дисс. на соискание ученой степени канд. политич. наук. – М., 2001. – 198 с.
26. Фатеев А. Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общее и особенное // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции. - М., 2017. - С. 343-347.
27. Фомичева О. А. Механизм законотворческого процесса // Научные исследования: от теории к практике: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. – С. 340-343.
28. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. – Москва: Инфра-М, 2017. – 354 с.
29. Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А. Научные концепции развития российского законодательства: Монография. – Москва: Юриспруденция, 2019. – 447 с.
30. Шугрина Е.С. Возможные направления повышения эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 19-24.